Самые известные песни:
«Перепелка», «Сапожки русские», «Деревенька моя», «Хлеб всему голова» и др.
годы жизни 1927-1997,
Николай Михайлович Кудрин занимает особое место в песенной культуре России. Это поистине народный композитор, богато одаренный редчайшим талантом понимания человеческой души. Песни его искренни, чисты, созданы для людей. Их пели, поют и долго еще будут петь во всей нашей стране.
шестилетнем возрасте с помощью соседей научился играть на гармони. И отцу пришлось покупать ее ему, выделив для этого два пуда ржи из своего небогатого крестьянского хозяйства. Жили они тогда в селе Вассино Тогучинского района Новосибирской области.
Когда Николаю было десять лет, его семья переехала в Новосибирск. И тут он, занимаясь в художественной самодеятельности, освоил баян, ставший для него любимым музыкальным инструментом на всю жизнь. Во время плавания на «КИМе» Кудрин уже так хорошо играл на баяне, что слава о его музыкальной одаренности распространилась и среди моряков других кораблей.
Но весной 1948 года Николаю пришлось оставить службу на флоте. Из Новосибирска сообщили, что мать у него парализована. И здоровье отца, раненного, контуженного на фронте, тоже резко ухудшилось. Кудрин поехал к ним.
Вернувшись в свой город, он сначала работал здесь баянистом в Государственном Сибирском народном хоре. А с 1951 года перешел в Новосибирскую государственную филармонию, с которой и связал свою последующую жизнь. Тут у Николая Михайловича проявился талант не только музыканта-исполнителя, но и композитора.
Одной из первых популярных песен Кудрина стала «Перепелка», написанная им на слова Николая Палькина. Благодаря своей необыкновенной лиричности, задушевности она получила широкую известность в России. А потом шагнула и за ее пределы. Особенно хорошо, проникновенно исполняла эту песню солистка Государственного Сибирского народного хора, заслуженная артистка РСФСР Галина Меркулова. Когда слушаешь ее, то песня просто за душу берет. Берет и ведет куда-то далеко-далеко, в просторы русских полей, где среди зреющих хлебов на вечерней заре призывно кричит перепелка.
Позднее у Николая Михайловича появились такие замечательные, тоже берущие за душу песни, как «Деревенька моя», «Хлеб всему голова», «Сапожки русские»... Они настолько известны, любимы народом, что говорить о них нет надобности. Лучше послушать запись этих песен в исполнении той же Галины Меркуловой, народной артистки СССР Людмилы Зыкиной, народных артисток РСФСР Ольги Воронец, Нины Пантелеевой...
Во время одной из наших встреч Кудрин рассказал, как у него рождались эти песни. «Деревеньку» он написал, как говорится, с ходу. Когда выезжал с концертами в Кыштовский район Новосибирской области, случайно увидел напечатанные в тамошней районной газете стихи Владимира Гундарева. Своей поэтической образностью, лиричностъю они сразу привлекли к себе внимание Николая Михайловича, вызвали творческое вдохновение. И в душе у него зазвучала чудесная мелодия...
Правда, бесхитростная простота слов песни «Деревенька моя» не ‘сразу дошла до сердца прославленной столичной певицы Ольги Воронец. Вначале они показались ей чересчур провинциальными. Николаю Михайловичу пришлось кое-что разъяснить певице при встрече с ней. Ольга Воронец по достоинству оценила «Деревеньку» и стала ее исполнять, прислав композитору из Москвы телеграмму с благодарностью за создание хорошей песни.
А вот песня «Хлеб всему голова», наоборот, рождалась долго. Рождалась в содружестве с поэтом Владимиром Балачаном. После множества написанных строк он только на второй год выдал то, что было нужно Кудрину. В результате появилась еще одна прекрасная песня. И ее тоже стала петь Ольга Воронец.
А Людмиле Зыкиной так по душе пришлась «Перепелка», что она ее вслед за Галиной Меркуловой включила в свой репертуар, придав песне просто чарующее звучание...
Работая в филармонии, Николай Михайлович совершал поездки по своей области и другим регионам Сибири, где непосредственно общался с народом. Это наполняло богатыми впечатлениями его чуткое, отзывчивое сердце. И он создавал все новые и новые музыкальные произведения. Особенно плодотворными были его гастроли с бригадой «Встреча с песней», которую он возглавлял в восьмидесятые годы прошлого века, В это время его творчество достигло наивысшего расцвета. За успехи в нем он был награжден орденом «Дружбы народов», получил звание заслуженного работника культуры РСФСР, позднее стал также заслуженным деятелем искусств России. А в 1996-м по решению мэрии был объявлен в Новосибирске «Человеком года».
К текстам для своих песен Кудрин был очень требователен, в чем я убедился на собственном опыте.
На общероссийском слете нашей организации юнг Великой Отечественной войны - участников плавания в союзных морских конвоях, состоявшемся в подмосковном городе Монино в октябре 1992 года, шел разговор о необходимости создания своей песни – песни юнг огненных рейсов, как моряки стали называть рейсы этих конвоев. Вернувшись со слета в Новосибирск, я рассказал об этом Кудрину. Николай воспринял наш разговор как близкий его сердцу «социальный заказ». Загорелся идеей создания песни и потребовал от меня для нее такой текст, слова которого бы «доходили до самого сердца». У Кудрина же до конца его дней душа оставалась чуткой, полной доброты, любви и нежности. Это в сочетании с природным музыкальным талантом и дало ему возможность создать такие замечательные, наполненные солнечным теплом и светом песни, как «Перепелка», «Деревенька моя», «Хлеб всему голова», которые сразу покорили сибиряков, а потом и всю Россию.
Но при всей своей славе Николай Михайлович был очень скромным, простым человеком. И обстановка в его квартире по новосибирской улице Кошурникова, в доме №10, где он жил последние годы, тоже была очень скромной, типичной для рядового труженика, выходца из русского сибирского села, с которым он сохранил связь и после переезда в город. Песни Кудрина в большинстве своем были посвящены селу. И создавал он их за простым, деревенского типа, деревянным столом, который вместе с тем служил ему и столом обеденным. Сдвинув записи на нотной бумаге в одну сторону стола, на другую его сторону он ставил тарелки с едой. А рядом на тумбочке, под рукой, стоял неразлучный друг его жизни - баян. Так что, можно сказать, и трапезу Николай Михайлович совершал без отрыва от своего творческого композиторского производства...
Кудрину пришлось испытать много трудностей, перенести много невзгод и в юности, и в зрелом возрасте, когда он работу в филармонии сочетал с учебой на заочном отделении Московского института культуры, пробивая вместе с тем дорогу для публикации в сборниках своих песен. И эти невзгоды отрицательно сказались на его здоровье. Последние годы он стал часто болеть.
Рослый, кряжистый, во время выступлений на концертах он казался здоровяком. Но его друзья, знали, что здоровье у Николая все более ухудшается. Усиливаются боли в сердце, в почках. И ноги уже не могут ходить так, как раньше. Однако он не сдавался. Проходил курс лечения в поликлинике или, когда становилось особенно плохо, в областном госпитале для ветеранов войны. И снова садился за свой рабочий стол. Творил. Писал музыку новых песен, пока «скорая помощь» не увезла его в больницу. И там, в реанимации, 28 августа 1997 гола Николай Михайлович умер, не дожив немного до 70 лет.
в Новосибирске по решению его мэрии в день рождения Николая Михайловича, 19 декабря, ежегодно стали проводиться праздники Кудринской песни. И хотя декабрь - месяц зимний, холодный, но праздники эти проходят с таким теплом и светом на душе, как будто то зори вешние. Потому что такими являются сами песни, написанные Кудриным.
А в конце декабря 2000 года произошло еще одно знаменательное для увековечения его памяти событие. После опроса сибиряков Николай Михайлович Кудрин, как один из самых популярных и достойных наших земляков, по решению администрации региона стал «гражданином XX века Новосибирской области». Затем его именем была названа одна из улиц Новосибирска, появившаяся здесь в новом столетии. Она закрепила память о любимом нашем народном композиторе Кудрине и для будущих поколений сибиряков.